Компьютерная зависимость у детей и подростков. как лечить?

Характеристика расстройства

Игровая зависимость официально признана психическим нарушением и внесена в список расстройств личности Международной классификацией болезней (МКБ-10) под шифром F 63.0. Вариантами игромании могут выступать понятия «гемблинг» и «лудомания».

Гемблинг — это влечение к азартной игре с целью получения выигрыша, т. е. материальных благ. Победа в основном зависит не от умения игрока, а от случая: стремление к совершению ставок на тотализаторе, участию в лотереях или игре в казино. В этом случае игрок получает удовольствие не от процесса игры, а от выигрыша или его предвкушения.

Лудомания представляет собой зависимость от игровой деятельности по причине эмоциональной вовлеченности. Зависимый выбирает такой способ жизни, поскольку нахождение в виртуальном мире ему нравится больше, чем в реальном. Ярким примером выступает зависимость от онлайн-игр. В данном варианте игрок наслаждается не исходом, а самим процессом игры.

Несмотря на некоторые отличия в этих понятиях, они часто используются как синонимы.

Шкала созависимости Б. и Дж. Уайнхолд

Этот тест поможет вам определить степень созависимости в вашей жизни и взаимоотношениях с другими людьми. Пожалуйста, ответьте на все вопросы правдиво. Обычно, первый ответ, который пришел вам на ум, является самым правдивым и самым точным. Поставьте цифры от 1 до 4 после каждого вопроса:

  • 1 – никогда
  • 2 – иногда
  • 3 – часто
  • 4 – почти всегда

Вопросы теста на созависимость

  1. Я склонен (склонна) брать на себя ответственность за чувства и/или поведение других людей.
  2. Я затрудняюсь идентифицировать свои чувства, такие как счастье, злость, смущение, уныние или возбуждение.
  3. Мне тяжело выражать свои чувства.
  4. Я испытываю страх или беспокойство при мысли о том, как другие отреагируют на мои чувства и поведение.
  5. Я свожу к минимуму проблемы и отрицаю или изменяю правду о чувствах или поведении людей, с которыми общаюсь.
  6. Мне трудно устанавливать и поддерживать тесные взаимоотношения.
  7. Я боюсь быть отвергнутым (отвергнутой).
  8. Я стараюсь всегда добиваться совершенства и сужу себя строго.
  9. Мне трудно принимать решения.
  10. Я склонен (склонна) полагаться на мнения других, а не действовать по своему усмотрению.
  11. Я склонен (склонна) ставить желания и потребности других людей на первый план.
  12. Я склонен (склонна) ценить мнение других людей выше своего собственного.
  13. Мое ощущение собственного достоинства идет извне, в зависимости от мнения или действий других людей, которые, как мне кажется, больше в этом разбираются.
  14. Я нахожу, что тяжело быть уязвимым (уязвимой) и просить о помощи.
  15. Я всегда подвергаюсь контролю или стремлюсь контролировать, и наоборот, всегда слежу за тем, чтобы никогда не оказаться ответственным (ответственной).
  16. Я слишком лоялен (лояльна) к другим, даже в том случае, когда это лояльность не оправдывается.
  17. У меня привычка рассматривать ситуации по принципу «все или ничего».
  18. Я очень толерантен (толерантна) к непоследовательности и смешанным поручениям.
  19. В моей жизни происходят эмоциональные кризисы и хаос.
  20. Я стараюсь искать взаимоотношения там, где чувствую себя «нужным» («нужной»), и пытаюсь затем сохранять их.

Узнать результат теста на созависимость

Чтобы получить общий результат, сложите цифры. Чтобы интерпретировать свой уровень созависимости, воспользуйтесь следующей шкалой:

  • 60-80 – очень высокая степень созависимых моделей.
  • 40-59 – высокая степень созависимых моделей.
  • 30-39 – средняя степень созависимых и/или контрависимых моделей.
  • 20-29 – очень мало созависимых и/или высокая степень конрзависимых моделей.

Угроза из XX века

Тинейджеры из 2000-х порой не знают ни дворовых песочниц, ни футбольных баталий, ни казаков-разбойников. Общение, игра и обучение переместились в электронное пространство, и это делает детей и подростков уязвимыми перед компьютерной угрозой.

С одной стороны, неокрепшая личность должна подчиняться требованию времени и умело управляться с любой современной техникой. С другой – нужно избежать множества соблазнов и не потерять связь с реальностью.

Предотвращать зависимость от гаджетов – общая задача семьи и школы. Но совсем уберегать детвору от компьютеров сегодня и сложно, и неправильно. Школьные правила предполагают ограниченное и направленное использование технологий в учебных целях. А вот избежать домашних ошибок в развлечениях и досуге – в силах родителей.

Невидимые враги

Школьник от 7 до 17 лет – это психологическая губка. Без контроля в детской психике могут появиться негативные черты:

  • неограниченное, жадное потребление электронного контента в любой его форме: новости, игры, видео, кино;
  • потеря себя, утрата чувства реальности, искажение приоритетов, мир подростка начинает зависеть от пикселей на экране;
  • отказ от социальной ответственности, возрастных обязанностей;
  • ограниченность контактов и коммуникативных навыков, развитие патологических черт и акцентуаций характера;
  • потеря интереса к познанию и даже к событиям в жизни собственной семьи;
  • нарушение суточного ритма, режима сна, питания, чистоплотности и прочее.

В Сети ребенок может столкнуться с преступниками: мошенниками, вымогателями, педофилами и группами смерти. Если позволить ребенку слишком долго находиться в состоянии зависимости, могут развиться тяжелые последствия:

  1. отставание в социальном развитии, асоциальные формы поведения;
  2. нервно-психические расстройства разных типов;
  3. соматические заболевания: сколиоз, гастрит, истощение, офтальмологические болезни.

Сложности терминологии

Компьютерная зависимость – не выдуманный термин, но и не официально признанная болезнь. Пока это психологический синдром. Как и другие формы пристрастий, он заставляет отказываться от реального мира в пользу виртуальности. В ней зависимый подросток находит замену живому общению, книгам, знаниям, играм и физической активности.

Где прячется опасность

Интернет-зависимость у подростков может быть недифференцированной (ребенка патологически интересует компьютерная техника вообще). Но чаще можно выделить основную направленность:

  • подростковая игромания (зависимость от компьютерных игр у подростков) Наиболее популярны The Sims, World of Warcraft, World of Tanks. Это лидирующая форма зависимости, поскольку увлечь игрой мальчика или девочку одинаково просто, особенно в возрасте до 16 лет.
  • зависимость от ленты (ВКонтакте, Инстаграм и другие сети предлагают неограниченный поток новостей на стене);
  • пристрастие к онлайн-покупкам при наличии электронных денег у подростка;
  • коммуникативная зависимость от компьютера: страсть к общению или знакомствам в Сети;
  • у старших подростков возможны киберсексуальные формы пристрастия (просмотр порноконтента: фото, видео, анимация).

Трудно сказать, какой контент опаснее, но именно игры становятся отдушиной для тревожных, неуверенных в себе, закомплексованных детей. Героический персонаж, сказочное существо или ловкий стрелок становятся своеобразной маской, под которой и не страшно, и не грустно, и не одиноко. Сопротивляться внешнему миру легче через своего игрового персонажа.

Компьютер способен постепенно отучать несформированную личность от нормального ритма жизни, свести к минимуму присутствие ребенка в реальном мире.

Посмотрите до чего может довести зависимость от компьютерных игр ребенка:

Лекарственные средства в борьбе с компьютерной зависимостью

В случае подобных проблем могут оказаться полезными несколько групп препаратов. Разумеется, для компьютерной зависимости не предусмотрено специфического лечения. Главной задачей назначаемых препаратов выступает устранение нарушений, сопутствующих компьютерной зависимости или ухудшающих её течение. Например, если у страдающего компьютерной зависимостью человека наблюдаются признаки депрессии, то ему предписывается курс приёма антидепрессантов. Излишнее возбуждение и нервозность могут устранить успокоительные препараты. Большую пользу для избавления от компьютерной зависимости могут принести и растительные препараты, которые помогают нивелировать возбуждение нервной системы и положительно сказываются на деятельности головного мозга:

  • экстракт родиолы розовой;
  • экстракт женьшеня;
  • экстракт душицы;
  • средства «Икан» и «Кордицепс»

После приёма растительных препаратов повышается социальный интерес пациента, повышается его самооценка и нормализуется сон. К тому же у некоторых растительных препаратов есть заметное стимулирующее иммунитет действие, они улучшают работу внутренних органов и позволяют легче адаптироваться к изменениям условий среды. Но приём препаратов должен происходить только после согласования с врачом.
Пренебрежительное отношение к питанию на фоне компьютерной зависимости вызывает в организме недостаток микроэлементов и витаминов. Поэтому в комплексное лечение этой проблемы должны включаться разнообразные витаминные и минеральные комплексы. Вообще, препараты, содержащие селен и витамины Е и А очень полезны не только для лиц, страдающих выраженной компьютерной зависимостью, но и для тех, кто просто вынужден долгое время пользоваться этой техникой. Эти вещества повышают метаболизм в головном мозге, не дают образовываться избытку опасных для всего организма свободных радикалов, которые образуются при активной мыслительной работе мозга.Для лечения физических проявлений компьютерной зависимости (синдром сухого глаза, нарушения зрения, нарушения осанки, дисплейный синдром) необходимо правильно организовать рабочее место, не забывая о соблюдении режима работы. Чтобы уберечь повреждение зрения необходимо оснастить компьютер качественным монитором и периодически делать гимнастику для глаз.

Список литературы

  1. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: М.: Медицина, 2007.
  2. Платов А.В. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. – М.:РПА , 2004.
  3. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К, 2004.
  4. Гун Г.Е Компьютер: как сохранить здоровье. Рекомендации для детей и взрослых – СПб.: Нева, 2003.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников – М.: Сфера, 2001.
  6. Леонова Л.А., Маркова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка – М.: Сфера, 2004
  7. Персон Т. Мобильная связь и здоровье человека / Т. Персон, К. Торневич // Мобил. телекоммуникации. – 2004.
  8. Яшинский К.И. Здоровье школьника и компьютер. СПб., 2009.

Тест 3: Могу ли я стать жертвой гемблинг-зависимости?

Ответьте на следующие 20 вопросов «Да» или «Нет»:

  1. Вы жертвуете время на учебу или работу для игры?
  2. Вы иногда или регулярно ссоритесь с родными или близкими из-за игры?
  3. Ваша репутация изменилась после того, как вы начали играть?
  4. Вы ощущаете чувства раскаяния после игры?
  5. Вы играете на деньги, чтобы выиграть и вернуть долги или улучшить свое финансовое положение?
  6. Игра отрицательно влияет на ваши амбиции и деловую устремленность?
  7. Вы постоянно ощущаете необходимость отыграться?
  8. Если вы выиграете, вы хотите вернуться в игру и выиграть еще больше?
  9. Вы играете, пока не потратите последние деньги?
  10. Вы влезаете в долги, чтобы играть?
  11. Чтоб играть на деньги, вам приходиться продавать что-то ценное?
  12. Вы часто огорчаетесь, поскольку пускаете последние деньги для игры на деньги?
  13. Вы испытываете безразличие к благополучию своих близких и родных с тех пор, как начали играть?
  14. Вы часто играете в игровые автоматы дольше, чем планировали до игры?
  15. Вы играете в онлайн игры, чтобы расслабиться и отвлечься от своих проблем?
  16. Вам часто приходиться думать, как раздобыть деньги, чтобы сыграть в казино?
  17. У вас начались проблемы со сном, после того как вы стали играть?
  18. Вы испытываете потребность игры после ссор или неудач?
  19. Вы празднуете свои победы, увеличивая время за игрой?
  20. Вы иногда думаете о самоубийстве из-за проигрышей в азартных играх?

Если вы дали хотя бы 7 ответов «Да» из 20 вопросов, вам стоит прекратить играть в азартные игры. Вы не можете сделать это? Поспешите обратиться к психотерапевту.

Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета

Для установления компьютерной зависимости от компьютерных и интернет-игр предлагается серия вопросов-утверждений, опрашиваемые должны ответить, верно или нет утверждение.

1. Вы испытываете эйфорию, хорошее настроение когда играете в компьютерные игры?

2. В последнее время требуется все больше и больше времени, чтобы достичь этого состояния?

3. У вас случается чувство опустошенности, дурное настроение или раздражительность, когда вы не можете поиграть за компьютером?

4. У вас есть боли в запястьях?

5. Вы пропускали встречу с кем-либо из-за того, что были заняты компьютерными играми (несрочные дела)?

6. Вы проводите 3 ч и более в день в Интернете?

7. Вы заходите на чаты, просматриваете сайты, не касающиеся вашей основной деятельности за компьютером? Играя, вы пропускали прием пищи (завтрак, обед или ужин)?

8. Вам легче общаться с людьми через Интернет, нежели лицом к лицу?

9. Ваши друзья или родственники говорили вам, что вы невероятное количество часов сидите в Интернете или за компьютерными играми? Вы регулярно загружаете порнографические материалы из Интернета?

10. Вы отмечаете ухудшение в учебе или уменьшение знаний по основной работе? У вас были неудачные попытки ограничить время работы за компьютером?

11. Вы ощущаете онемение в мизинце во время работы за компьютером? Вы говорили другим, что проводите за компьютерными играми немного времени, хотя это не так?

12. Вы отмечаете регулярные боли в спине (чаще чем 1 раз в неделю)?

13. В последнее время вас беспокоит сухость глаз?

14. В последнее время у вас было сильное желание играть?

15. Для того чтобы больше побыть в Интернете, вы прекращали мыться, чистить зубы или бриться?

16. С того времени, как вы используете Интернет или играете в компьютерные игры, у вас появились нарушения сна: долгое засыпание, бессонница, беспокойный сон?

Даже при одном положительном ответе стоит призадуматься, 25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.

Тест на компьютерную зависимость у детей. Тесты для детей и родителей

Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:

Ваш ребенок:

1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не  соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.

Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.

А вот тест на компьютерную зависимость, на вопросы которого попросите ответить ребенка:

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

— ежедневно – 3 балла;
— один раз в два дня – 2 балла;
— только когда нечего делать – 1 балл.

2.  Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

— более 2-3 часов – 3 балла;
— 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
— не более часа – 1 балл.

3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

— пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он  перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
— бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
— выключаю сам по собственной воле – 1 балл.

4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

— конечно, на компьютер – 3 балла;
— зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
— вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.

5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

— да, было такое – 3 балла;
— пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
— нет, никогда такого не было – 1 балл.

6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

— почти все время думаю об этом – 3 балла;
— могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
— почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.

7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

— компьютер — для меня все – 3 балла;
— большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
— компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.

8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

— иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
— каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
— точно не сажусь за компьютер – 1 балл.

Теперь подсчитайте сумму баллов.

8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе

Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно

19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.

Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему.  Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет.  Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости нашего блога! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:

Хэллоуин для детей – повод повеселиться

Подвижные игры для детей на свежем воздухе – это весело и полезно!

Как выбрать игрушку? Развивающие игрушки для детей

Тест на интернет-зависимость

1. Насколько часто вы дольше остаетесь on-line, чем намеревались?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

2. Как часто вы игнорируете свои домашние обязанности ради того, чтобы подольше побыть в интернете?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

3. Как часто вы отдаете предпочтение возбуждению от интернет-материалов близости со своим реальным партнером?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

4. Вы завязываете новые взаимоотношения с пользователями интернета?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

5. Как часто жалуются окружающие вас люди на то, что за компьютером вы проводите слишком много времени?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

6. Случается ли, что ваша работа, или обучение страдает из-за слишком частого или долгого времени, которое вы проводите on-line?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

7. Проверяете вы почту, перед тем, как заняться необходимыми делами?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

8. Насколько часто страдает продуктивность вашей работы из-за погруженности в компьютер?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

9. Случается ли вам занимать оборонительную позицию или становиться скрытным, когда вас спрашивает кто-либо, чем вы занимаетесь в сети и зачем вам это нужно?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

10. Как часто вы стремитесь избавиться от тревожных мыслей о собственной жизни, заменяя их успокаивающими мыслями о сети?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

11. Предвкушаете ли вы свой очередной сеанс on-line?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

12. Случается ли вам ощущать, что без интернета жизнь была бы скучна, пуста и безрадостна?

5 – да, всегда; 4 – бывает и достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами случается; 1 – очень редко; 0 – ко мне это вообще не относится.

13. Часто ли вам доводится раздражаться, кричать и выходить из себя, если кто-то вам мешает, отвлекает в процессе сеанса on-line?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

14. Как часто вы отказываете самому себе во сне и отдыхе из-за ночных «вхождений»?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

15. Находясь вне сети, как часто вы думаете о скором подключении, захватывают ли вас мысли об интернете?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

16. Случается ли вам, находясь on-line, говорить себе: «ну еще одну минуточку…»?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко.

17. Бывали или бывают ли у вас безуспешные попытки сократить время, которое вы пребываете в сети?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

18. Насколько часто вы намереваетесь скрыть от окружающих продолжительность вашего пребывания в интернете или за компьютером?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

19. Насколько часто интернет для вас предпочтительнее реального общения с людьми?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

20. Насколько часто у вас происходит ухудшение настроения, подавленность или раздражительность, когда вы находитесь вне сети, которое исчезает, стоит вам только подключиться?

5 – всегда; 4 – достаточно часто; 3 – иногда; 2 – временами бывает; 1 – очень редко; 0 – ко мне это не относится.

Ответив на все вопросы теста на интернет-зависимость, сложите полученные баллы (они же номера вариантов ответов) в общую сумму. Чем итоговая цифра больше, тем ваша зависимость от интернета сильнее и серьезнее проблемы, которые связаны с использованием компьютера и времяпрепровождением в сети.

Как выявить зависимость от компьютерных технологий у подростков

Чтобы узнать насколько мы зависимы от современных компьютерных технологий не обязательно ходить к врачу или строго отслеживать признаки той или иной зависимости. В современном мире существует множество тестов, позволяющих выявить в домашних условиях, есть ли зависимость или нет (приложение 3).

Мною были найдены следующие тесты, определяющие зависимость от:

  • мобильных телефонов;
  • социальных сетей;
  • компьютерных игр, причем как ролевых тактик и стратегических;
  • интернета;
  • компьютера в целом.

Встречаются тесты для разных возрастных категорий, как для малышей, так и для взрослых родителей.

В своем исследовании я использовала три теста на зависимость: от интернета и от игр и мобильного телефона (приложение1).

Перед тестированием я провела опрос (приложение2) ребят 5-11 классов, результаты оказались следующими:

вопроса

5 а

5 б

5 в

6 а

6 б

7 а

7 б

8 а

8 б

8 в

9 а

9 б

10

11

Всего

опрошенных

18

20

13

25

20

18

12

18

15

11

20

18

18

19

1

17

18

11

23

19

17

11

18

15

11

18

18

18

20

2

12

14

8

20

15

10

9

16

14

10

8

7

15

14

3

12

15

5

19

15

14

10

15

14

10

12

15

15

14

4

10

11

8

20

18

15

12

15

13

10

16

14

16

15

5

3

5

10

10

15

11

9

10

10

15

18

6

8

6

9

5

3

2

2

11

8

7

15

14

8

20

18

16

8

10

13

10

20

13

15

17

8

15

14

5

20

18

17

8

10

13

10

12

17

15

17

9

18

19

13

23

16

13

10

17

11

9

13

13

10

12

Таким образом:

  • все учащиеся имеют сотовые телефоны и регулярно ими пользуются;
  • большинство ребят хотя бы раз в день выходят в интернет;
  • некоторая часть опрошенных предпочитает провести время дома вместо прогулок с друзьями;
  • многие посвящают свое свободное время прослушиванию музыки, играм за компьютером, переписке с друзьями в соцсетях;
  • немногие ребята выбирают живое общение с друзьями во время совместных прогулок.

Очень жаль, что современные подростки забывают о прогулках на свежем воздухе, лишают себя занятий спортом, заменяя его на компьютер или телевизор.

Результаты исследований в МБОУ-СОШ №5 (приложение 4)

10

11

всего

18

20

13

25

20

18

12

18

11

15

20

18

18

11

тест 1

больны

2

2

1

5

3

7

3

5

7

6

7

5

5

4

лечить

1

1

1

тест 2

больны

14

15

9

14

12

14

6

11

5

9

11

11

2

2

лечить

1

2

1

2

1

1

1

1

тест 3

больны

10

11

5

12

11

12

9

13

9

12

8

7

12

3

лечить

1

3

2

7

6

6

7

7

3

3

6

1

Проведя анкетирование в МБОУ-СОШ № 5 и сравнивая их с результатами МБОУ-СОШ № 4, получились следующие результаты (приложение 5):

МБОУ-СОШ № 4

МБОУ-СОШ № 5

5 б

7 а

9 а

9 б

5 в

7 а

9 а

9 б

21

25

18

20

Всего

опрошенных

13

18

20

18

2

1

4

4

1 тест

1

7

7

5

8

4

4

3

2 тест

9

14

11

11

По результатам первого теста учащихся нуждающихся в помощи специалистов для лечения зависимости выявлено 3 человека.

По результатам для второго теста выявлено 10  учащихся с патологической зависимостью от компьютерных игр (приложение 6).

По результатам третьего теста  выявлено  52 учащихся, которым необходимо ограничить использование сотового телефона (приложение 6).

Анкетирование показало, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулки, спорт и реальное общение, а у некоторых подростков наблюдаются признаки зависимости от компьютера, Интернета или компьютерных игр.

В моем исследовании подтверждается утверждение, что «чудеса техники» прочно вошли в жизнь подростков. Сегодня многие школьники не представляют свой досуг без компьютеров, планшетов, мобильной связи и интернета, которые могут заменить и живого друга, и учителя, а иногда и родителя.

Тест на интернет зависимость

Инструкция:

Ответьте на ниже приведенные вопросы — Никогда, Редко, Регулярно, Часто, Постоянно.

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете електронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в сеть?

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается вас отвлечь от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

21. Чувствуете ли вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

22. Требуется ли вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

24. Случалось ли вам пренебрегать важными делами, в то время как вы были заняты за компьютером, но не работой?

25. Проводите ли вы в сети больше трех часов в день?

26. Если вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более двух раз в день?

27. Качаете ли вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?

28. Считаете ли вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?

29. Говорили ли вам друзья или члены семьи, что вы слишком много времени проводите «онлайн»?

30. Мешает ли вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

31. Бывало ли такое, что ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?

32. Бывает ли так, что ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щелканья кнопкой мыши?

33

Случалось ли вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? Диагностика интернет зависимости обращает внимание и на психологический фактор — ложь

34. Был ли у вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?

35. Бывают ли у вас боли в спине чаще одного раза в неделю?

36. Бывает ли у вас ощущение сухости в глазах?

37. Увеличивается ли время, проводимое вами в сети?

38. Случалось ли вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

39. Случалось ли вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и др., чтобы провести это время за компьютером?

40. Появились ли у вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как вы стали использовать компьютер ежедневно?

Ключ к тесту «диагностика интернет зависимости»:

Никогда – 1балл; Редко – 2 балла; Регулярно – 3 балла; Часто – 4 балла; Постоянно – 5 баллов.

Интерпретация результата: — 20-49 баллов – обычный пользователь интернета. — 50-79 баллов – есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. — 80-100 баллов – интернет зависимость.

Если у Вас возникли вопросы, звоните в наш Центр «Эквилибриум». И Вы получите детальную консультацию и необходимую помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector