Причины, симптомы и лечение зависимости от компьютерных игр

1 стадия

Человек слегка увлекается игрой после того, как попробует участвовать в ней один или несколько раз. Игра начинает ему нравиться все больше и больше. Нравится всё – компьютерная графика, звук, имитация реальной жизни, фантастические сюжеты и т.д.

По сути, игра позволяет человеку осуществить свои мечты, например стать водителем красивого автомобиля или пилотом боевого самолета. В игре человек может почувствовать себя в желанной роли. Постепенно в сознании человека начинает возникать потребность вновь принять участие в игре, сыграть какую-то роль. Он получает большое удовольствие от игры, от чего она ему нравится с каждым разом все больше.

По природе человек обычно стремится повторить действия, которые доставляют ему удовольствие. Таким образом он удовлетворяет свои душевные потребности. В результате человек начинает все чаще играть в понравившуюся игру. Но на такой стадии это еще не входит в систему, поскольку устойчивая и постоянная потребность в игре еще не сформирована.

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии «аддиктивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход».Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG.

Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать, кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень!

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

  1. Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.
  2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты» (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
  3. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.

  1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.
  2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх — доказать свое превосходство над компьютером.
  3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
  4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Симптомы зависимости от компьютера

Компьютерная зависимость — это набор симптомов и проблем, в основном социальных, соматических, и психологических. Это зависит от многих факторов, свойственных тем, кто сидит сутками за компьютером:

  • страдают отсутствием чувства времени – человек думает, что с течением времени все пройдет, что он сидит перед компьютером всего несколько минут, а на самом деле прошло уже несколько часов;
  • имеет тревожные расстройства – плохое самочувствие не проявляется только тогда, когда человек пребывает в виртуальном мире;
  • испытывает чрезмерное возбуждение – волнение появляется при нахождении перед компьютером и нервозность, когда он не может этого делать;
  • фокусирует мысли только на том, что в данный момент может происходить в сети;
  • страдает от бессонницы– трудности с засыпанием, а когда удается заснуть, то сны касаются только компьютера, интернета и виртуальной жизни;
  • могут быть нервные тики – имитация движений пальцами по клавиатуре и руками по движению мыши;
  • имеет нарушения речи в реальной жизни, разговаривает сленгом, который используется только в сети. Отсутствие контроля за этим поведением;
  • ограничен в социальных контактах в реальной жизни.

Крайние случаи зависимости от компьютера могут проявляться:

  • ухудшением зрения,
  • мышечными спазмами,
  • атрофией мышц.

Профилактика и лечение компьютерной зависимости у детей

Рекомендации по борьбе с компьютерной зависимостью включают следующее:

— проводить как можно больше времени с малышом, интересоваться его жизнью;

— прививать детям вкус к общим занятиям, общению, развлечениям, не имеющих ничего общего с компьютером;

— культивировать в семье спорт, творчество;

— не разрешать слишком рано овладевать компьютером, необходимо учить малыша развлекаться другими различными способами;

— знакомство с компьютером начинать лучше всего с 5 лет, однако без формирования компьютерной культуры;

— договариваться с малышом о четком регламенте работы за компьютером

Важно быть последовательным, и не уменьшать и не увеличивать оговоренное время;. — необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— необходимо придерживаться принципа: нельзя малышу, значит нельзя и родителям;

— в случае если отец любит игры, и играет в них часто и подолгу, то очень сложно будет отучить свое чадо от компьютера. Малыш никогда не будет слышать слова. Он видит только поступки взрослых и если увлеченные родители — творческие люди, то у малыша стать таким же будет больше шансов;

— необходимо, чтобы малыш понимал, что компьютеры необходимы взрослым для работы, поэтому родители могут долго сидеть за компьютером;

— взрослым необходимо не препятствовать общению ребенка с друзьями вне дома;

— важно прививать вкус малышам к логическим, развивающим играм и играть вместе;

— не следует торопиться покупать малышу личный компьютер.

Компьютерная зависимость у детей — как с ней бороться? Не существует универсального рецепта в борьбе с зависимостью. Каждая зависимость имеет свою историю, с множеством участников (друзья, семья, одноклассники). С зависимостью очень сложно справиться, но это вполне реально.

Компьютерная зависимость у детей — рекомендации психолога:

— во-первых, следует признать существование проблемы и необходимость с ней бороться;

— признать проблему следует всей семье;

— нужно подготовиться к трудной, долгой, терпеливой работе;

— нельзя читать ребенку нравоучения, вызывать чувство вины, унижать его;

— необходимо менять деятельность чада, приветствовать его любые успехи;

— уделять достаточное внимание малышу;

— отличать внимание от контроля, а также давления;

— при необходимости следует обращаться за помощью к психотерапевту, который увидит ситуацию со стороны; выявит проблему, которая привела к зависимости, и начнет работать именно с этой причиной;

— следует проявлять искренний интерес к малышу, интересоваться тем, что ему нравится. Пусть это будет даже компьютерная игра, но малыш поймет, что родителям на самом деле интересно, чем он живет и увлекается, а значит, интересен и он сам;

— взрослым следует установить непринужденные, доверительные отношения с ребенком;

— нельзя выбрасывать компьютер ребенка, от этого он станет еще злее;

— взрослым следует дозировать работу на компьютере и предварительно об этом договариваться.

Лечение компьютерной зависимости у детей осуществляет психотерапевт. Обращаться к нему следует в том случае, когда интернет-зависимость стала психическим расстройством.

Компьютерная зависимость у детей 12 лет нуждается в ограничении пребывании за монитором до 2-х часов в сутки, детям от 5 лет накладывается ограничение до 30 минут.

Лечение компьютерной зависимости у детей это трудный и долгий процесс, требующий участия родителей, а также самого ребенка. Необходимо осознать, что пустота, образовавшаяся в жизни ребенка после отказа от компьютерных игр, немедленно должна заполняться.

Для большинства семей это одно из тяжелых условий, когда родители вынуждены долго дома работать за компьютером. От компьютерной зависимости важнейшей мерой в спасении может выступить собственный пример. Если мама или папа часами будут проводить время в интернете, то и малыш будет попадать под такое же влияние.

«Как бы поскорее вернуться домой и засесть за игру»

Недостаток игры на компьютере состоит в том, что настоящая жизнь тускнеет перед виртуальным миром. Стоит ли удивляться, что подростки, захваченные компьютерными играми, читают меньше на 30% и тратят времени на выполнение домашних поручений на 24% меньше, чем их обычные сверстники.

Члены Ассоциации учителей и лекторов Великобритании (Association of Teachers and Lecturers) отмечают, что многие старшеклассники плохо справляются с обычными письменными заданиями, так как их память ухудшилась из-за чрезмерного использования экранных технологий. У некоторых детей ухудшилась гибкость пальцев в результате использования сенсорных устройств.

Нарушение баланса между обычными видами деятельности и играми не может не отразиться на образовании человека и на его общении с людьми. Вот свидетельство геймера, который к 23 годам наиграл около 33 000 часов и сам ужаснулся этому: за такое время можно было получить диплом бакалавра!

«Оглядываясь назад, я понимаю, что из-за компьютерных игр потерял вкус к жизни. Они стимулировали меня сверх меры, вытеснив мои истинные желания, заменив их на то, что можно получить только в виртуальном мире. Даже спорт не идет в сравнение с тем накалом страстей, который я переживал во время игр.

Мое мнение такое: игры сегодня — это прямой путь к компьютерной зависимости. Нужно потратить безумное количество часов, чтобы оказаться в топе, а потом они подкидывают тебе всякие „бонусные пакеты“, поддерживая ощущение новизны, чтобы ты не сорвался с крючка. Почувствовав, что тебе все это начинает надоедать, они добавляют еще больше уровней или помогают получить еще более высокий статус. Вот так я играл, играл, и со временем весь мир вокруг стал неинтересен: я только и думал, как бы поскорее вернуться домой и засесть за игру».

Вот еще одна гипотеза, почему компьютерные игры притягивают сильнее, чем более спокойные и интроспективные виды досуга.

«Игры гораздо менее пассивны по сравнению с другими информационными средами. Одно дело наблюдать гонки по телевизору, но когда ты сам летишь по трассе в красном „Феррари“ со скоростью 200 км/ч, чтобы оторваться от полиции, — это совсем другие ощущения. В игре ты сам сидишь в водительском кресле, и такой уровень контроля над ситуацией меняет весь мир вокруг, потому что ваш мозг начинает воспринимать его иначе. Телефильм может поведать нам какую-то историю, но в нем не хватает реальности. Зато она есть в игре, когда ты сам участвуешь в событиях, делаешь рискованные ходы, чтобы посмотреть, что из этого получится. Полная свобода действий — вот что привлекает нас в компьютерных играх, и хочется, чтобы это приключение никогда не кончалось».

Несколько лет назад Аллан Рейсс из Стэнфорда вместе со своими коллегами решил выяснить при помощи МРТ, что же происходит в мозге мужчин во время компьютерной игры. Они выяснили, что во время игры мужчины в отличие от женщин гораздо сильнее хотят победить и поэтому вероятность игровой зависимости в два-три раза выше.

Основные симптомы игромана и сетеголика

Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.

Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?

Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.

  1. Неспособность использовать компьютер во временных пределах, установленными родителями. Попытка оторвать чадо от любимого гаджета заканчивается скандалом. Некоторые игроманы, лишившись игры, закатывают истерики. Появление смартфонов и планшетов значительно усложнило контроль.
  2. Ребенок постоянно ищет гаджет, оснащенный функцией интернет-связи. Если родитель ограничивает доступ к основному компьютеру, то используется телефон или планшет. Нужда в интернете связана чаще с зависимостью от соцсетей. Но иногда молодежь, чтоб отвлечься от окружающих проблем, может уйти в бесконечный веб-серфинг. 
  3. Предпочтение компьютера родным, близким, друзьям… Юному игроману становятся неинтересны семейные мероприятия, исчезает интерес к прогулкам. Однако это часто оказывается своеобразной реакцией на внешние проблемы. Травля одноклассниками в школе, отсутствие общего языка с родителями, сложности в общении со сверстниками приводят к тому, что становится проще уйти в виртуальный мир.
  4. Отказ от обязанностей, начиная от домашней работы (мытья посуды, приготовления пищи, уборки, помощи взрослым) и кончая гигиеной. Виртуальная реальность занимает все больше времени. Остальное отходит на второй план. Заядлого игромана отличает затрапезный внешний вид – мятая одежда, сальные волосы, прыщи.
  5. Невозможность отказаться от телефона даже во время приема пищи или купания в ванной.
  6. Общение происходит преимущественно в сети. Этот симптом схож со третьим – так как сигнализирует, что вашему сыну или дочке сложно освоиться в обществе сверстников.
  7. Пренебрежение учебой, спортом, творчеством. Игра или интернет вытесняют школьные обязанности. Нет силы воли на дело, где нужно усилие воли. Прогулы в школе, пропуски тренировок — тревожный сигнал.
  8. Лишившись всех гаджетов, ваш сын или дочь не знают, чем заняться, и впадают в ступор, который сменяется апатией и нежеланием заниматься чем-либо вообще.
  9. Лишившись гаджетов, ребенок становится агрессивным и раздражительным – продолжается открытая конфронтация с родителями.
  10. Ребенок не рассказывает о том, чем он занимается в виртуальном пространстве. Этот симптом можно счесть исключением – скрытность характерна для подростков и не является признаком тяжелой зависимости, хотя и указывает на возникновение проблем, но уже иного типа.

Советы психолога

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы — команда».

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей. Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.

Причины появления

Причины, по которым возникает и существует зависимость от компьютера, идентичные. Но у людей разного возраста они отличаются в связи с неодинаковой стадией развития, состояния здоровья и потребностей.

У детей

Главная причина развития компьютерной зависимости – несформированная личность. Подросток пребывает в активном поиске предназначения и пытается реализовать свой творческий потенциал в различных сферах. У него еще отсутствует ощущение самоконтроля, но уже есть неудовлетворенность жизнью. С помощью компьютерных игр он пытается в виртуальном мире воспроизвести то, чего не хватает в реальности. Часто игры имеют красивую графику, интересный сюжет, который не может не заинтересовать ребенка.

Еще одна причина такой болезни – психические нарушения. Из-за нехватки родительского внимания, похвалы, любви, ребенок впадает в депрессию и ищет эти ощущения в чем-то другом. Такие дети играют в компьютерные игры ради похвалы в результате успешного прохождения задания или уровня. Виртуальный мир дает возможность почувствовать себя значимым и важным.

Другая психологическая причина – фобические расстройства. Они приводят к тому, что подросток становится социально не адаптированным, не умеет налаживать контакты со сверстниками или людьми разного возраста. У него есть комплекс неполноценности, что также может дополнять низкая успеваемость в школе. Ребенок долго и часто:

  • пребывает в тревожном состоянии;
  • постоянно чего-то боится, нервничает;
  • испытывает страх даже при общении с людьми.

Из-за этого таких детей окружающие могут плохо воспринимать, чем провоцируют формирование стресса, который может перерасти в затяжную депрессию. В итоге ребенок начинает избегать живого общения и отдает предпочтение онлайн-перепискам в чатах.

Там не видят его истинных эмоций. Если скрыть фотографию, то виртуальный друг не знает, как выглядит его товарищ по переписке.

Последняя популярная причина – плохое воспитание и низкий уровень участия родителей в развитии ребенка как личности. Они разрешают играть малышу за компьютером, чтобы закончить свои рабочие задачи или домашние дела. Обычно они не следят за временем, и ребенок может сидеть перед монитором часами.

У взрослых людей

Есть те, кто усердно и хорошо учатся или работают, посещают различные творческие кружки, спортивные секции, обучающие курсы или просто устают за весь день, а просиживание за компьютером для них является отдышкой. Так они снимают стресс и возобновляют энергетический и эмоциональный баланс.

Для взрослых, которые испытывают стресс на работе или при общении с определенными людьми, игры на компьютере – способ на время забыться и отвлечься. У них формируются депрессия и напряжение, которые нужно срочно устранить, и компьютер в этом отлично помогает.

Еще одна причина – заниженная самооценка и потребность в признании. Испытывают люди, которых редко хвалят и поощряют. Они ощущают нужду в признании. Получить его помогают ролевые игры, основанные на системе вознаграждений. За каждый успешно пройденный уровень игрок получает какой-то приз, что побуждает его поиграть еще.

Ожидание такой награды вызывает гормон удовольствия – дофамин. Организм привыкает к этому ощущению и желает испытывать его все чаще.
Другая причина – отсутствие каких-либо хобби.

Когда человек имеет увлечения, интересы, ему некогда долго сидеть за компьютером. Поэтому в компьютерные игры обычно играют те люди, которым просто нечем заняться. А у близких нет времени для родного человека, который ищет способы реализоваться.

Переориентируй свою жизнь

Главной причиной игровой компьютерной зависимости является то, что ты не находишь для себя вещей повеселее.

Ты приходишь домой после трудового дня и единственное, что вселяет в тебя хотя бы каплю веселья — твоя долбаная игра, в которую ты играешь каждый вечер.

И с этим надо что-то делать, друг.

Нет, ты можешь оставаться тем жирным или тощим неудачником и проебывать свою жизнь на игры — флаг тебе в руки.

Я помню, как играл в игры в 14 лет: это было для меня всем.

Вся моя жизнь вертелась вокруг игр, как Земля вертится вокруг Солнца.

И сейчас я понимаю, что тогда до меня не доходила одна простая мысль: игры — это скучное и бессмысленное дерьмо. 

Можешь прочитать тысячи геймерских статей типа «15 причин почему компьютерные игры для тебя полезны», но мы оба знаем: игры — скучное и бессмысленное дерьмо.

Что ты представляешь, когда тебе говорят про геймера?

Я представляю потного и тупого задрота, у которого никогда не было секса.

Дело в том, что я и сам когда-то таким был, так что знаю психологию и внешний вид таких людей.

Ты должен переориентировать свою жизнь и направить свою энергию в правильное русло.

Что это за русло? Да что угодно, если это движет тебя вперед.

Ты можешь начать свой бизнес, писать стихи, делать музыку, программировать, рисовать, качаться, учить английский язык.

Я не знаю, что хочешь делать ты — твоя работа это выяснить.

Но я точно знаю, что есть ориентиры в сотни раз лучшие, чем компьютерные игры.

Найди себе занятие, которое будет давать плоды и развивать тебя, но не опускать ниже, как это делают игры.

Особенности компьютерных игр

Большая часть игр построена так, что человек смотрит на виртуальное пространство глазами героя, то есть происходит максимальная идентификация с персонажем. Именно это вхождение в роль и обуславливает потерю связи с реальностью и со своим истинным «Я». Постепенно развивается конфликт между Я-виртуальным и Я-реальным.

Реальная жизнь богата конфликтами, общением как с приятными нам людьми, так и неприятными, разочарованиями и поражениями, но есть и приятные стороны. В виртуальном же мире можно создать на 100 % свою максимально комфортную реальность. Происходит маскировка страха перед социумом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector