Личностные изменения. что такое личностный сдвиг и дефекты личности? изменение моделей ощущений

Деградация личности – опасные сигналы

Опустившегося на дно человека видно с первого взгляда.  При дальнейшем общении с ним чувствуются дополнительные признаки неблагополучия:

Негативные изменения внешнего вида: грязная голова, заношенная одежда, запах немытого тела – черты окончательного упадка. Человек не стесняется появляться пьяным в общественном месте, даже не пытается замаскировать синяки на лице. Ему ничуть не стыдно за свой облик

А первыми тревожными звоночками могут стать отказ подстригать ногти и волосы, невнимание к чистоте и дырки на одежде. С этого деградация и начинается.

Теряются интересы

Желания сводятся к самым простым – поесть, выпить. Спорт, искусство, положение дел в стране существуют как бы параллельно, не вызывая ни малейшего любопытства. Кажется, что вокруг не осталось ничего способного затронуть эмоции человека, скатившегося до животного состояния. Его мир становится крайне узким.

Полностью атрофируются не только стыд, но и брезгливость. Звериные инстинкты больше не контролируются, питаться на помойке входит в привычку. На замечания и неодобрительные взгляды прохожих такой человек перестает реагировать, будто их и вовсе не существует.

Снижение способности рассуждать, расстройства памяти, скудость мыслей. Речь становится примитивной, лексический запас беднеет. Человек в процессе деградации становится похожим на Полиграфа Полиграфыча Шарикова из «Собачьего сердца».

Развитие психических изменений. Проявляться они могут по-разному – как гневливость, брюзжание, нытье, злобность и наплевательское отношение к жизни.  Адекватные психические реакции становятся редкостью.

Само собой, переход от нежелания развиваться к ночевкам в нетрезвом виде на скамейке происходит не одномоментно. «Вдруг» человек не опускается

Вот почему, как только мы обращаем внимание на первые грозные симптомы у себя или членов семьи, надо стараться это пресечь, и как можно быстрее

Патологическое развитие личности

Патологическим развитием называют такую динамику личностных черт, при которой исходно свойственные индивиду черты характера в сочетании с неблагоприятной ситуацией способствуют все большему закреплению в поведении болезненных стереотипов. Возникающая при этом дезадаптация непосредственно отражает преморбидные свойства личности. Можно говорить о «патологическом замкнутом круге», выражающемся в том, что аномальная личность больного заставляет его действовать неадаптивно. Это ухудшает психологическую ситуацию и способствует стойкому видоизменению характера, поддерживающему и усугубляющему дезадаптацию.

Механизм патологического развития был впервые описан К. Ясперсом. Он отличал патологическое развитие от собственно болезней (процессов), которые имеют четкое начало, протекают по своим собственным механизмам, не связанным с особенностями личности, приводят к поломке отлаженных механизмов адаптации, преображают и видоизменяют личность больного.

Условие патологического развития личности — возникновение необычных, нестандартных социальных ситуаций, способствующих заострению черт характера. Примерами таких ситуаций могут быть тюремное заключение, пребывание в концентрационном лагере, проживание в районе экологической катастрофы. Замечено, что даже в столь неблагоприятных условиях развитие личности наступает не у всех. Кроме того, конкретные проявления патологии характера непосредственно вытекают из преморбидных особенностей. Так, личности тревожно-мнительного типа могут резко ограничить круг общения, избегать контактов, опасаясь заражения, тщательно очищать вещи, повторно кипятить воду, перепроверять продукты, отказываться от их употребления в пищу при малейшем подозрении. Застревающие личности часто настойчиво отстаивают свои интересы, добиваются наказания виновных, разрабатывают планы мщения

Важно заметить, что после изменения ситуации в благоприятную сторону чаще всего обратной динамики личностных черт не происходит

В нашей стране развитие личностных черт можно было наблюдать у пострадавших от репрессий: даже в годы «оттепели», когда стало возможно высказать свою досаду и негодование, они нередко предпочитали осторожность и скрытность в проявлении чувств

Условия, способствующие патологическому развитию личности, многообразны. Довольно часто приходится наблюдать данную патологию у лиц с органическими соматическими заболеваниями, уродствами и нарушениями слуха и зрения. У демонстративных личностей физический дефект зачастую усиливает капризность, потребность в опеке и постоянной поддержке. Застревающие личности нередко проявляют удивительное упорство в преодолении своего физического недостатка, разрабатывают специальные виды протезов или систему тренировок. Они раздражаются, когда не находят поддержки у окружающих, подозревают их в злом умысле, пишут жалобы в различные инстанции. У пациентов со снижением слуха нередко формируется подозрение, что окружающие недоброжелательно высказываются в их адрес.

Наличие длительного, плохо поддающегося лечению психического заболевания также может привести к патологическому развитию личности

В частности, обратили внимание, что у некоторых пациентов с благоприятными психическими заболеваниями (неврозы, МДП) с течением времени характер может значительно видоизменяться, хотя сами по себе эти болезни рассматриваются как непрогредиентные, т.е. не приводящие к необратимому психическому дефекту

Однако длительное пребывание в психиатрическом стационаре, бездействие в связи с частыми обострениями болезни способствуют заострению личностных черт. Человек с длительной болезнью теряет прежние связи, сопоставляет свои планы с возможными обострениями, отказывается от видов деятельности, «опасных», с его точки зрения. Так, больной со страхом транспорта может поменять работу на менее интересную, но не связанную с переездами, а также отказаться от любимой работы вообще с намерением заняться домашним хозяйством.

Подобное преобразование личности не позволяет больному активно преодолевать болезнь: он как бы привыкает жить с неврозом, перестает бороться с ним. Именно патологическое развитие личности препятствует в этом случае выздоровлению пациентов. Подобный исход невроза определяется как невротическое развитие личности .

— Как добиться желаемого образа?

Чтобы желаемый образ себя стал достижим, должны вступить в силу следующие условия:

1) Понимание причин того, что мешает воплотить задуманное в реальность.

2) Изменения не должны быть грандиозными. Если вы хотите измениться кардинально, то сразу преломить ситуацию, переменить привычный способ реагирования и мышления удастся навряд ли. Будьте менее амбициозны. Наметьте несколько несложных шагов, которые смогут привести вас к заветной цели.

3) Методы, направленные на изменение вас должны быть легкими и простыми. Самое главное верьте в свой успех и у вас все непременно получится.

Представители научного мира также не рассматривают личность в качестве статичного образования. Они считают, что она может изменяться либо под воздействием внешних обстоятельств, ситуации, либо целенаправленно, по воле самого обладателя.

1) Не расстраивайтесь, если вы не изменитесь сразу же, это займет некоторое время.

2) Если вы думаете, что вы не можете изменить то, кем вы есть, из-за родителей или других людей в своей жизни, меняйтесь в мелочах. Вырубите привычки, которые вам не нравятся, и введите новые. Если мама или папа спросит, что случилось, объясните им, что с вашей самооценкой все в порядке, что вы просто пытаетесь чувствовать себя более комфортно с самим собой.

3) Меняйтесь медленно. Резкое изменение может спровоцировать вопросы. Обратитесь к своей проблеме и работайте с этой областью. Со временем это станет естественным.

4) Помните, что вам не нужно менять свою суть, чтобы нравиться людям. Трудно принимать себя таким, какой есть, особенно когда вы в плохом настроении, но любите себя. Тогда и другие смогут.

5) Начните летом и тогда осенью люди увидят нового вас.

6) Никогда не меняйте свою суть только потому, что вы не нравитесь другим. Если вы ботан, не становитесь милашкой только потому, что они “крутые”. Взгляните на группу настоящих готов в своей школе. Все они стоят и смеются над милашками и шутят о том, как хулиганы школы будут работать на них в один прекрасный день.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Похожие термины:

  • нарушение фундаментальных черт характера, обычно к худшему, в результате или как последствие соматического или психического расстройства.

  • Патологическое изменение личности, выражающееся в появлении у нее новых качеств (аутизм, понижение активности и эмоциональности, слабоумие, ограничение адаптационных способностей и др.). Обуслов

  • (F62) Расстройство личности и поведения у взрослого, развившееся после катастрофического или чрезмерно продолжительного стресса, либо после тяжелого психического заболевания при

  • Изменение личности, характеризующееся такой чрезмерной пассивностью, что индивид позволяет другим людям принимать ответственность за его жизнь. Такие личности обычно отличаются недостатком сам

  • Изменение личности, характеризующееся гиперчувствительностью к отвержению, которая является настолько сильной, что индивид избегает контактов с другими людьми и установления отношений, если то

  • Изменение личности, при котором индивид постоянно живет «на границе» между нормальным, адаптивным функционированием и реальной психической неполноценностью. Обычно такой человек отличается нест

  • Расстройство, характеризующееся навязчивыми, депрессивными мыслями и действиями. Доминирующее настроение несчастное и пессимистическое. Такие личности часто имеют низкую самооценку и чувство в

  • См. самоповреждающее изменение личности.

  • Изменение личности, характеризующееся компульсивным поведением, например, чрезмерной бережливостью, упрямством, чистоплотностью и т.д. Также называется ананкастической личностью. См. компульсия

  • Включается: хроническое изменение личности после переживаний, не упомянутых в F62.0 и F62.1, такие как: хронический болевой личностный синдром и хроническое изменение личности после утраты близких.

  • Изменение личности при эпилепсии. Может включать все стороны психической жизни, причем особенно ясно выступают изменения характера. Развивается в разное время от начала заболевания и не имеет пр

  • наиболее часты интеллектуальные нарушения, проявления психоорганического синдрома, астеническая симптоматика, личностные и невротические реакции, психотические расстройства.

  • При длительном течении эпилепсии у больных часто появляются определенные, ранее им не свойственные черты, возникает так называемый эпилептический характер. Своеобразно меняется и мышление боль

  • При длительном течении заболевания у больных появляются определенные, ранее не свойственные им черты, возникает так называемый эпилептический характер. Своеобразно меняется и мышление больного,

Что побуждает изменчивость:

1. Окружение и обстоятельства

Основной материал для большинства изменений человеческой личности. В жизни бывает много ситуаций, когда что-то меняется вокруг нас, и всё, что мы можем сделать – это изменить отношение к происходящему.

Смена обстоятельств часто становится толчком для личностного роста, так как человек – существо адаптивное, оно меняется по мере того, как изменяются условия. Такие условия могут возникать как мгновенно (резкий переезд в другую страну, война), так и медленно и незаметно (новые знакомства, новые знания, обучение). Последствия тоже могут оказаться разными. Одни оправляются после какого-то травмирующего события и извлекают из этого для себя важный урок, а другие впадают в глубокую депрессию.

2. Шок, психологическая травма, потрясение

Эти проблемы могут быть вызваны какой-либо волнительной ситуацией: рождение ребёнка, смерть близких, тяжёлая болезнь. Частная форма обстоятельства. Пожалуй, одна из самых серьёзных причин изменений. Порой в жизни случаются такие события, когда перед человеком встаёт выбор. Либо он становится лучшей версией себя, либо он обрекает себя на долгое чувство дискомфорта. Да, есть смысл относиться к душевному потрясению философски. У всякого должны быть испытания, но порой случаи бывают настолько серьёзные, что без помощи психолога (а иногда – и психотерапевта) и поддержки родных не обойтись.

3. Развитие сознания. Нравственное и психологическое

Совершенствование не так заметно, так как оно происходит медленно и не всегда явно. Естественно, если человек встретился со старым знакомым много лет спустя, то тот может оценить рост по сравнению с тем, кем был человек раньше. Изменчивость должна быть заметна. А вот те, с кем человек проводит много времени, не всегда могут почувствовать какую-то разницу.

Духовный рост осуществляется за счёт переоценки взглядов, получения новых знаний и опыта: к чему-то мы привыкаем, к чему-то мы меняем отношение. Однако стоит отметить, что далеко не всегда психологическое развитие зависит от возраста. Бывают не по годам зрелые подростки, а бывают и инфантильные взрослые.

4. Финансы

Данный пункт является одним из многочисленных показателей изменений, так как деньги прочно вошли в жизнь общества, что по распоряжению ими можно многое прочитать в человеке. Бывает такое, когда знакомый скупердяй внезапно стал вкладываться в благотворительность и растрачивать деньги направо и налево. А бывает и так, когда расточитель начинает беречь каждую копейку и серьёзно подходить к любой трате.

Подробнее о богатстве читайте в другой нашей статье.

Боязнь перемен

У людей неоднократно случается так: хочется что-то изменить, но присутствует страх, будто нынешняя ситуация лучше, чем та, что будет потом, после перемен. Этим руководствуются не только в личной жизни, но и в других сферах – политика, экономика. Тем не менее те, кто не боятся перемен, зачастую получают намного больше плюсов от жизни. Изменения могут включать в себя как просто перемены, так и возврат к некому состоянию, когда всё было хорошо. Например, психологическое восстановление после пережитой травмы. Изменяться надо – так будет легче и самому человеку, и окружающим его людям.

Как не поддаться деградации

Нужно хорошо узнать неприятеля, прежде чем нанести ему решительный удар. Деградация личности должна отступить!

Действительность нельзя назвать справедливой. Вернее, это особая справедливость. Не стоит поддаваться упадку, жалуясь, что мир не такой, как нам хотелось бы. Невозможно стать умнее, красивее, успешнее всех, однако при всех жизненных обстоятельствах необходимо хранить собственное достоинство.

Когда-нибудь эта жизнь закончится. Век каждого человека в какой-то момент будет завершен. Как лучше распорядиться отпущенным временем? Разве нужно проводить его в мучениях, самокопании и самообвинении? Совсем не так. Надо радоваться жизни, чувствовать удовлетворение от нее, заботиться о чистоте тела и духа. Стараться умереть раньше срока – это неразумно.

Все может измениться. Перемены могут случиться на любом этапе жизненного пути: в 50 лет можно овладеть новой профессией, в 60 – встретить свою любовь, а в 70 – стать профессиональной моделью. Возможностям нет предела, достаточно иметь желание и помнить, что человек – венец творения.

Простые советы, чтобы не поддаться деградации:

  1. Как только появляется случай – узнавайте новое, учитесь новому, преодолевая собственную лень.  Посмотрите – некоторые становятся к мольберту и берут в руки кисть и краски, будучи далеко не молодыми. А чем вы хуже? Приглашают на спектакль или на вернисаж? Обязательно сходите: может быть, новые впечатления станут началом хобби, которое будет спасать вас от тоски и грусти еще много лет.
  2. Осознавайте свою ответственность за все совершаемые действия. Когда подступает отчаяние – читайте молитвы, идите в спортзал, танцуйте и пойте. Выбирайте, что вам больше по душе, но не давайте сами себе погрузиться на дно.
  3. Не опускайтесь внешне. Чисто вымытое тело и жилище дают дополнительные силы и уверенность, чувство защищенности и порядка. Избавьтесь от старой испорченной одежды, пусть когда-то она дорого стоила и считалась престижной. Сегодня купить недорогую обновку давно не проблема.
  4. Не жалейте себя. Это прямой путь к саморазрушению. Вы же не беззащитное беспризорное животное. А если ощущаете временами одиночество и собственную ненужность – возьмите из приюта собаку или кошку. Питомец подарит вам свою благодарность и любовь, а вы, ухаживая за ним, преодолеете бездействие и лень.
  5. Вспомните свои детские мечты. Каким вы хотели стать в будущем? Еще не поздно воплотить их. Позаботьтесь о своих отце и матери, если они живы, помяните их, если они уже покинули этот мир. Когда вы были младенцем, а отец или мать укачивали вас на руках, разве они стремились к тому, чтобы вы страдали и опускались все ниже? Для чего они вас растили, отказывая себе во многом? Разумеется, они хотели, чтобы вы стали гармоничной личностью, жизнерадостным человеком, достойным счастья и уважения окружающих. Такая возможность есть. Всегда.

Способы борьбы с органическим расстройством личности

Разнообразие современных методик позволяет найти подход к лечению практически любой патологии психиатрического спектра. Сложность данного заболевания в том, что оно по своей сути вторичное и основная болезнь может осложнять и ограничивать лечение органического расстройства личности. Поэтому подбором оптимальной терапии должен заниматься врач. Лечить самостоятельно такую патологию категорически нельзя!

Медикаментозное лечение

Основные группы фармакологических психотропных средств:

  • Анксиолитики
    . У некоторых больных вязкость мышления и другие когнитивные нарушения вызывают ощущение тревоги и беспокойства. Они не могут усидеть на месте и терзают сами себя. В таком случае целесообразным будет назначение препаратов из группы анксиолитиков. Это довольно старые, успевшие зарекомендовать себя средства, что давно используются в психиатрии для коррекции тревожных расстройств. Чаще всего назначают Диазепам, Феназепам, Оксазепам.
  • Антидепрессанты
    . Состояние человека с когнитивной недостаточностью и эмоциональной нестойкостью крайне нестабильно. Депрессивные переживания присутствуют у большинства пациентов, но только некоторые нуждаются в назначении специальных фармакологических средств. Депрессия может значительно усугубить течение заболевания, поэтому необходимо своевременно её предупредить. Используют для этих целей преимущественно Амитриптилин.
  • Нейролептики
    . Эта довольно широкая группа препаратов применяется в случае эмоциональной нестабильности, приступов агрессии, социально-опасных действиях. Также её назначение целесообразно при наличии в клинической картине бредовых идей, параноидальных мыслей или психомоторного возбуждения. В зависимости от проявления следует выбрать тот или иной нейролептик. Чаще всего используют Эглонил, Трифтазин, Галоперидол.
  • Ноотропы
    . Эти препараты улучшают мозговое кровообращение, способствуют поступлению кислорода к клеткам. Их назначение необходимо для улучшения или поддержания когнитивных функций на том уровне, что обеспечивает социализацию и поддержание обычного способа жизни человека. Представители ноотропов — Фенибут, Аминалон.

Терапия основного заболевания

В первую очередь следует учитывать потенциально опасные для жизни человека состояния, которые могут быть вызваны основным заболеванием. Лечение органического расстройства личности в данном случае будет абсолютно нецелесообразным на таком этапе.

Начинать терапию психических изменений следует после устранения основных проявлений заболевания, в их ремиссии или компенсации

Например, если у человека тяжелый вирусный энцефалит, следует в первую очередь обратить внимание на эту патологию и только потом, в восстановительном периоде, заняться лечением органического расстройства личности

Часто симптомы последнего могут устраняться под терапией основного заболевания. Например, сосудистые болезни будут вызывать гораздо меньше проявлений, если принимать постоянную соответствующую терапию. Кроме того, таким образом уменьшится вероятность проявления расстройства личности.

Психотерапия

Прежде всего следует разобраться, на что направлена психотерапия при органическом расстройстве личности, а затем сравнить симптомы и принять решение о целесообразности такого метода в конкретном случае:

Изменение личности — Полезные советы!

— Возможно ли изменить свою личность?
— Зачем себя менять?
— Как добиться желаемого образа?
— Полезные советы тем, кто хочет изменить себя

Практически каждый человек стремится скорректировать свое восприятие, сознание или какие-либо черты, привычки. Изменение личности и ее характера тесно соотносится с «изменением мышления». Скажем, мы пытаемся изгнать из головы какие-либо навязчивые мысли, искоренить вредную привычку, вырабатываем устойчивое негативное отношение к чему-либо.

Основная масса всех этих перемен носит неосознанный характер. Ведь работа над собственным сознанием требует не только колоссальных усилий, но и определенных знаний, которыми большая часть людей не обладает. Рано или поздно у человека появляется остро ощущаемая потребность в изменении. Он хочет либо стать иначе или, как минимум, переменить отношение окружающих к себе.

Профессиональная реабилитация

Существует несколько возможных вариантов реабилитации, среди которых можно выделить следующие:

  • прохождение тренингов квалификационного и личностного роста;
  • повышение уровня аутокомпетентности и социально-психологической компетентности;
  • прохождение курсов повышения квалификации и перевод на новую должность;
  • диагностика профессиональных изменений личности и разработка индивидуальных схем их исправления;
  • изучение способов и приёмов самокоррекции профессиональных изменений и саморегуляции эмоционально-волевых качеств;
  • профилактические меры по профессиональной дезадаптации неопытного специалиста;
  • разработка альтернативных методов дальнейшего профессионального и личностного роста.

Источники и механизмы развития ребенка

На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.

Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:

— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;

— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;

— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;

— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;

— мальчики более агрессивны;

— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.

Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий

Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному.  Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени

Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:

  1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
  2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
  3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
  4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
  5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
  • Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
  • Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.

Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.

Условия развития ребенка

Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития. В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка

Важное место в создании условий занимает семья и школа

Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.

Причины отклонений в развитии детей

Проблемы детского развития приводят к проблемам взрослых людей. Современные медики определяют две основные группы причин:

  1. Эндогенные причины (внутренние) – обусловленные генетическими факторами.
  2. Экзогенные причины (внешние) – факторы среды, оказывающие влияние на развитие ребенка.

К эндогенным причинам относят: заболевания, передающиеся по наследству, заболевания, связанные со структурой и численностью хромосом. Заболеваний, обусловленных этими причинами, достаточно много.

Факторы среды (экзогенные причины) вызывают отклонения на разных стадиях развития:

  • во внутриутробный период развития оказывают влияние заболевания матери, недостаток питания, инфекции, резус-конфликты, травмы, влияние лучевой энергии, лекарственных препаратов, вредных привычек;
  • в родовой период: асфиксия, родовые травмы, удушье, инфекции;
  • постнатальный период: последствия заболеваний, травмы, интоксикации, несоблюдение санитарно-гигиенические норм;
  • отсутствие благоприятных психологических условий воспитания и обучения.

Развитие ребенка зависит от целого ряда внутренних и внешних условий. Люди отличаются не только по внешности, но и по темпу развития и восприимчивости к окружающим воздействиям. То, что не оказывает влияния на одних, может оказывать необратимое воздействие на других людей.

Родителям нужно знать не только физические и психические особенности своего ребенка, но и его восприимчивость к окружающему и генетические особенности. Только в этом случае можно наиболее точно спрогнозировать возможные проблемы и создать благоприятные для развития условия.

Страсть к подчинению

Большинство людей настолько послушны, что готовы пойти даже на убийство под руководством авторитета. Это показали опыты, которые прославили американского социального психолога Стэнли Милгрэма. В испытании участвовали трое. Один из них — руководитель эксперимента. Двое других, согласно легенде, — испытуемые. На самом деле, лишь один из них был реальным объектом исследования, пару ему составлял профессиональный актёр.


Эксперимент Стэнли Милгрэма.

В ходе сфальсифицированной жеребьёвки испытуемому доставалась роль ментора, в то время как второй человек становился учащимся и должен был отвечать на вопросы, как на экзамене. Под руководством руководителя эксперимента ментор наказывал за неверные ответы: он «активировал» электроды, подключённые к актёру. Никакого электричества, на самом деле, не было. «Учащийся» лишь изображал разные степени страдания от ударов током и молил о пощаде.

Сначала 45 вольт, потом 60, потом — по распоряжению руководителя эксперимента — ещё больше. Когда актёр орал и требовал прекратить эксперимент, социолог настаивал на продолжении. В какой-то момент из соседней комнаты прекращали доноситься крики — на панели перед «ментором» значилось 220 вольт, 300… Зная, что партнёр по эксперименту испытывает ужасающие мучения, испытуемые под чужим руководством доводили уровень напряжения до 450.

Результаты потом были подтверждены другими аналогичными исследованиями. Это был шок — в послевоенные годы американцам предъявили доказательство того, что и их соседи могли бы пойти убивать людей в концлагеря под руководством сомнительных авторитетов. Более того, многие участники эксперименты верили, что наказывают «учащегося» по заслугам.

Методы лечения

Цель лечения состоит в устранении первичной причины патологического процесса, адаптации человека к произошедшим изменениям в личности и в том, чтобы научить его контролировать свое эмоциональное состояние.

На фоне тяжелых органических нарушений важно помнить, что нельзя полностью восстановить травмированные участки мозга. В это случае медикаментозная терапия и занятия с психотерапевтом помогут прекратить прогрессирование деменции

Перед назначением препаратов и физиотерапии пациент должен избавиться от провоцирующего фактора: опухоли, инфекционного заболевания, сосудистого нарушения.

Лекарственные препараты

Комплексную медикаментозную терапию подбирают в зависимости от вида органического расстройства и клинической картины заболевания.

В нее входят следующие группы препаратов:

  1. Антидепрессанты: Флувоксамин, Амитриптилин. Корректируют эмоциональное состояние: препятствуют развитию апатии, затяжной депрессии, способствуют улучшению настроения.
  2. Транквилизаторы из ряда анксиолитиков: Феназепам, Диазепам. Оказывают успокаивающее действие, вызывают сонливость.
  3. Нейролептики: Трифтазин, Аминазин, Тизерцин. Снижают уровень агрессии, паранойи, мании преследования.
  4. Ноотропные средства и антигипоксанты: Пирацетам, Фезам, Церебролизин. Нормализуют питание нейронов, препятствуют развитию гипоксии и ишемии головного мозга. Благодаря такому эффекту облегчают проявления симптомов.
  5. Стабилизаторы настроения: препараты лития, Карбамазепин. Принимают в рамках поддерживающей терапии. Они предупреждают резкие перепады настроения, оказывают седативный эффект.
  6. Противосудорожные. Используются на фоне тревожного расстройства для снятия спазмов и мышечных судорог в области живота и головы.

Длительность лекарственной терапии не должна превышать 2 недель. Суточная дозировка и вид препарата подбирается индивидуально для каждого пациента. На решение врача оказывают влияние возраст, масса тела, наличие хронических патологий больного и степень выраженности симптомов органического расстройства.

Народные методы

Средства нетрадиционной медицины неэффективны при лечении органического расстройства. Они не позволяют восстановить когнитивные функции, создать социально-приемлемую модель поведения или снять приступы головной боли.

Из народных средств для создания успокаивающего эффекта и снятия стресса разрешается пить ромашковый чай. Для его приготовления необходимо заварить 3-4 ст. л. сушеных цветов растения 500 мл кипятка. Пить чай можно каждый день, но стоит помнить, что он отличается низкой эффективностью.

Прочие методы

Помимо медикаментозного лечения больной на протяжении всего периода комплексной терапии должен проходить занятия с психотерапевтом.

Регулярные консультации преследуют следующие цели:

  • улучшение качества жизни больного;
  • устранение депрессии;
  • обучение социальным нормам и новым моделям поведения;
  • избавление от сексуальных расстройств;
  • терапия обсессивно-компульсивных нарушений;
  • создание психоэмоционального комфорта у пациента.

Психологическую помощь оказывают с помощью регулярных бесед и выполнении ряда упражнений.

К ним относятся:

  1. Арттерпия. Пациенты рисуют или лепят из глины. Учатся самовыражаться, принимать критику и самосовершенствоваться. В ходе терапии снимается раздражительность, человек расслабляется.
  2. Улучшение памяти. Замедляет развитие деменции. Врач предлагает запомнить порядок слов, цифры или детали на указанном изображении.
  3. Тренинги. Необходимы для избавления от паранойи, обретения уверенности в себе.

Лечение можно проходить как индивидуально, так и в группе. Наибольшей эффективностью отличается семейная терапия, где пациент учится строить правильные отношения с родственниками и получает от них эмоциональную поддержку.

Явления в популярной культуре

Врожденная форма психического дефекта находит отражение в книге «Олигофрен» Гани Манаб. Главный герой романа обладает врожденным слабоумием и одновременно выступает в роли рассказчика. Юноша, лишенный всех человеческих благ и нормальной семьи, влюбляется в девушку из достаточно обеспеченной семьи. Усугубляющим фактором становится психический дефект героя, который проявляется в неполноценности его интеллектуальных функций.

Главным героем с психическим расстройством делает и автор нашумевшего романа «Форрест Гамп» Уинстон Грум. Повествование ведется от первого лица, то есть сам юноша, страдающий от психического дефекта, рассказывает о своей жизни и ежедневных происшествиях. Уинстон Грум показывает, что индивид, страдающий определённой формой снижения уровня личности, может достичь определённых успехов в обществе.

Позднее, по мотивам романа был снят фильм, ставший самой кассовой картиной 1994 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector