Наркомания среди школьников

Содержание:

Основные мировые производители наркотиков

К основным мировым «экспортерам» наркотиков традиционно относят: — государства «Золотого полумесяца» в Центральной Азии – Афганистан, Пакистан и Иран, где в производстве производят опиаты и каннабис — государства «Золотого треугольника» – Таиланд, Мьянма и Лаос, где в основном кустарным образом изготавливают опиаты — ряд государств Южной Америки – Колумбия, Венесуэла, Боливия и Перу, где в большей части выпускают коку Высокие показатели производства наркотических веществ отмечаются:

  • в Нидерландах (марихуана и синтетические наркотики)
  • в Марокко (гашиш)
  • в Бразилии (производные коки)
  • в Доминиканской Республике (синтетические наркотики)
  • в Гватемале (марихуана)
  • в Панаме (производные коки)
  • в Индии (полусинтетические препараты)
  • в Китае (синтетические наркотики)
  • и многих других странах.

Могут ли несовершеннолетнему дать условный срок за распространение наркотиков

нужно знать, что за состав соли, это первое возбудили как я догадываюсь ст.228.1 ч.5, ну так как согласно ст. 20 УК РФ максимальное наказание, которое может назначить суд подсудимому совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление, не может превышать 10 лет лишения свободы.

Доброе утро! Двоих несовершеннолетних парней поймали на остановке когда они шли с училища,скрутили и забрали в отдел милиции.Пригласили куратора с училища. У одного нашли 5 смс о раскладе наркотиков под названием соль,и деньги! У второго 30 пакетиков этого наркотика,по 0,5 г.Сказали что есть видео,где они делают расклады,но видео не предъявили.Одного мальчика заставляли 1.5 часа сидеть на корточках. Предъявляют статью 228 часть 3 или 4.Скажите пожалуйста возможен ли условный срок по таким статьям?

Уголовная ответственность за употребление наркосодержащих веществ в 2020 году

Вообще за употребление наркотических и психотропных веществ виновному грозит административная ответственность.

Но на практике дела обстоят иначе, потому что нередко наркоман подпадает под уголовную ответственность, поскольку он не только употребляет, но и хранит дома (или в другом месте) запрещенные вещества.

Так, если человек незаконно приобрел наркотики в значительном размере, хранил их у себя, перевозил их без целей сбыта, то санкцией статьи 228 УК РФ предусмотрено такое наказание:

  • штраф до 40 тысяч рублей или в размере зарплаты за период до 90 дней;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • принудительное привлечение осужденного к труду на срок до 24 месяцев;
  • ограничение свободы до 3 лет;
  • принудительная изоляция преступника от общества на срок до 3 лет.

Другая санкция предусмотрена за приобретение, хранение и перевозку наркотиков в крупном размере:

лишение свободы сроком от 3 до 10 лет со штрафом (до 500 тысяч рублей) или без него, а также с ограничением свободы сроком до 12 месяцев или без такого ограничения.

В том случае, если вышеупомянутые действия были совершены в особо крупном размере, тогда виновный может понести такое наказание:

лишение свободы сроком от 10 до 15 лет со штрафом (до 500 тысяч рублей) или без него.

Освобождение от уголовной ответственности за употребление наркотиков

В Примечании 1 к пункту 3 ст. 228 УК РФ говорится о том, в каком случае человек может избежать наказания за употребление наркосодержащих веществ.

Уголовная ответственность не наступает в том случае, если человек:

  • добровольно сдаст наркотические вещества;
  • будет активно помогать следствия в раскрытии преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств;
  • поможет изобличить лиц, которые совершили правонарушение в отношении сбыта, перевозки наркотиков, а также поможет обнаружить имущество, добытое преступным путем.

Что значит добровольная сдача наркотиков?

Под добровольную сдачу наркотиков не подпадает ситуация, когда человек отдает запрещенные препараты во время его задержания при подозрении за совершение наркопреступления.

Также не считается добровольной сдачей наркотиков ситуация, когда ответственные органы пришли в дом, на работу к человеку, которого подозревают в хранении или сбыте наркотиков, а он указал на место хранения запрещенных веществ.

Такой жест с его стороны может быть учтен в качестве смягчающего обстоятельства, однако это не значит, что его освободят от уголовной ответственности.

Признаки употребления

По оказываемому на человека эффекту активное вещество Шоколада является аналогом тетрагидроканнабинола (ТГК) – главного психотропного элемента в гашише, кокаине и марихуане. Его действие основано на блокировании каннабиноидных рецепторов головного мозга, что проявляется в следующих симптомах:

  • расширенные зрачки;
  • расфокусированный, бегающий взгляд;
  • спутанные мысли;
  • резкие перепады настроения;
  • беспричинный смех;
  • мелкие подергивания конечностями и головой;
  • галлюцинации (как правило, слуховые).

Все перечисленное характерно для состояния «прихода». Под Шоколадом он длится от 30 минут до 1,5 часов. Потом наступает «отходняк» – настроение ухудшается, наркоман впадает в ступор, становится раздражительным, его тошнит, возникает мышечная ломота. Чтобы убрать такие неприятные ощущения, наркозависимый стремится употребить новую дозу.

От длительного употребления Шоколада начинают происходить патологические процессы в головном мозге и других органах. Наркомана со стажем можно распознать по следующим признакам:

  • Речевые дефекты, лицевой тик.
  • Нездоровая худоба из-за постоянного отсутствия аппетита.
  • Кожа очень бледная, синюшного оттенка.
  • Повышенная тревожность, параноидальная мания преследования.
  • Потеря социальных связей с семьей и друзьями.
  • Отсутствие мотивации (человек бросает учебу, работу).

Опять травят детей?

За последние месяцы во многих регионах страны были зафиксированы случаи отравления среди подростков никотиновыми «конфетами».

Новость по теме

В минздраве Красноярского края сообщили об отравлениях подростков снюсом

Вопиющий случай произошёл в Новосибирске: родители нашли своего ребёнка в комнате мёртвым. И как выяснили, сын употреблял незадолго до этого снюс. То, что именно эта смесь стала виной гибели подростка, — одна из версий. Сейчас следователи проверяют информацию. В Красноярске тоже многие подростки попали под влияние убийственной моды. Смеси можно найти в обычных продуктовых ларьках. На правом берегу их продают в павильонах прямо напротив школ — в ярких круглых привлекательных упаковках, с подробной инструкцией по применению.

«В средствах массовой информации много говорят про снюс, — говорит заместитель главного врача красноярского краевого наркологического диспансера Евгений Абакумов. — Это нечто вызывает большой ажиотаж. Предположительно, в смеси содержится никотин. Вещество дурит голову подросткам и детям, и то, что оно находится в свободной продаже, как минимум, странно. Реальное исследование того, что находится в составе, не проводилось ни одной государственной структурой. Поэтому стопроцентно сказать, что такое снюс, нельзя.

Чем опасен снюс? Употребление «конфеток» может привести к смерти
Подробнее

Кроме этого, производители нашли лазейки в законе. В состав снюса могут и не входить табачные изделия. Поэтому вещество не попадает под закон. В составе может быть химия. Получается, что снюс — синтетический наркотик. Но повторюсь: это лишь доводы. Степень опасности и угрозы неизвестна».

Судебная практика на 2020 год

Согласно данным статистики число преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков стремительно растет. За 2017 год число таких дел увеличилось в три раза. Количество фактов сбыта наркотиков выросло на 9% в сравнении с предыдущим годом.

Наркоманы и сбытчики наркотиков составляют одну треть всех осужденных по данным ФСИН РФ.

И эти огромные показатели фиксируются даже при том условии, что половина таких дел остаются нераскрытыми. То есть фактически таких преступников должно быть еще больше.

При этом основная доля осужденных – это обычные наркоманы, которые осуждены за хранение наркотиков, купленных для себя. Крупные дилеры, однако, продолжают ходить на свободе, лишь регулярно заменяя севших в тюрьму «бегунков» — новыми.

При осуждении преступников за хранение наркотиков следователи, по умолчанию, вменяют им приобретение запрещенных средств, хотя нередко фактически не доказывают этого. Это не совсем правильно, ведь тем самым нарушаются права осужденных.

К сожалению, наркомания бурно распространяется и в цивилизованных развитых странах мира. В России количество преступлений по ст. 228 и ст. 228.1 УК РФ вызывает серьезные опасения относительно будущего нашей молодежи.

Из чего делают и как выглядит наркотик

Чтобы сделать дурманящий препарат, наркодельцы берут концентрат JWH (синтетический каннабиноид, относящийся к категории N-алкилиндолов), который синтезируется из амфетаминов и транквилизаторов. Его смешивают с перемолотыми и спрессованными какао-бобами, отчего наркотик приобретает запах и цвет шоколада. Также может содержать обычный табак, засушенные травы (чаще ромашка) и чайную заварку – эти вещества никакого психотропного эффекта не дают, их добавляют в состав только для веса.

Самостоятельно препарат наркоманам не приготовить, так как требуется сложное химическое оборудование и ингредиенты, которые просто так в магазинах и аптеках не купишь. Делается средство в подпольных лабораториях. Готовая психотропная шоколадка может быть двух видов в зависимости от того, как она выглядит:

Наркотик в виде твердой темной пластины, который похож на кусок шоколада. Наркоманы перед употреблением измельчают ее в порошок.

Средство в виде твердых стружек коричневого цвета, которые наркоторговцы расфасовывают по пакетам.

Используется Шоколад следующим образом: наркоман берет шепотку средства, заворачивает в табачную бумагу и курит. Второй способ – наркотик помещается в алюминиевую банку от газировки, потом препарат поджигают и дышат дымом через верхнее отверстие. Иногда наркоту измельчают в пыль и вдыхают – так быстрее наступает «приход», но сильно разъедается носоглотка и увеличивается риск передозировки.

14-летней девочке недавно дали срок 14 лет»

«Мы хотим добиться справедливости. Справедливости в судах, справедливости в проведении расследования, задержаниях. Нарушений очень много, ошибок очень много, а эти ошибки рушат человеческие жизни. Очень жалко, когда из-за невнимательности, из-за плохого настроения судьи, условно говоря, получается больший срок. От этого ломается очень много судеб.

«Моему сыну Максиму 24 года, он единственный сын. С гордо поднятой головой могу сказать, что воспитала достойного человека. Но в нашей жизни произошел ад 22 февраля 2019 года. У него есть двоюродный брат Алексей, с которым они общались и хорошо дружили, ездили друг к другу в гости. В один день Алексей пришел к нам в гости поздно, где-то в одиннадцать часов, и сказал, что проведет Лешу на остановку. Обычно сын отзванивается, что задержится. Но в этот день не позвонил. В пять часов утра мне поступил звонок из милиции. Сын сказал, что его задержали за наркотики вместе с Алексеем, но уверил, что все будет хорошо, так как Алексея уже отпустили. Попросил подождать Алексея – тот должен был все объяснить. Я долго ждала парня. Около четырех часов была вся на нервах, не выдержала и пошла к своей двоюродной сестре, чтобы ждать его там. Появился Леша только к часам к 12 и сказал: «Ой, тетя Ира, не волнуйтесь. Мы что-то нашли, попробовали, нас поймали. Меня отпустили и сказали, что Макса через три дня выпустят». На следующий день я поехала в Заводское РУВД. Там мне сказали, что сын задержан по первой части статьи 328, а так как он совершеннолетний, больше никакой информации не предоставят. Я сидела, плакала, умоляла сказать хоть что-то, но меня никто не слушал. Вышла женщина-следователь и сказала: «Чего вы плачете? У него первая часть». Сама я тогда вообще не понимала, о чем речь. Мой сын никогда не попадался в милицию. Это был первый раз, и я просто не понимала, почему мне не плакать.

Вести себя достойно в жизни

— Когда вы про центр реабилитации рассказываете, то о чем в первую очередь? На что он похож? 

— Я бы сказал, что это как «Флаги на башнях» Макаренко, просто в современном варианте. Это сообщество, в котором ребята учатся так взаимодействовать друг с другом, что начинают от употребления уходить в отдачу. Все направлено на это — и творческий блок на это направлен, и то, как они учатся: начинают думать сначала о каком-то деле, потом о человеке, потом о людях, потом вообще о целом сообществе. Так шаг за шагом они продвигаются от зацикленности на себе к тому, чтобы служить — людям, идеям. Перестать потреблять и начать тратиться.

— И при этом у вас нет решеток.

— Нет решеток. Здесь нахождение добровольное.

— А сколько человек находится одномоментно? И как долго нужно здесь жить? 

Был наркоманом, разбился на машине, отсидел в тюрьме – но бег стал дорогой к нормальной жизни

— Около 20 человек сейчас. Это достаточно длительная история. Чтобы полностью пройти программу, требуется около двух лет, но у всех по-разному. На разных стадиях люди выходят из программы. «Я готов», — и человек пробует выйти в мир. В целом количество не употребляющих потом где-то около 60%, это очень хороший результат. Мы всех отслеживаем, со всеми поддерживаем контакт, у нас есть информационное сопровождение.

— Через сколько лет считается, что человек вылечился?

— Через год. 15 лет центр существует, мы всех отслеживаем. Но отсутствие употребления — не главный критерий. У нас есть законы чести выпускника. Люди живут по этим законам, а это больше, чем не употреблять — это еще поддерживать теплые отношения с семьей, например. 

— Какой самый главный закон чести?

— Вести себя достойно в жизни.

— Это не конкретно.

— Не конкретно. Нельзя конкретно все шаги расписать. У каждого есть свой герб — символ программы, гордость, то, на что ты опираешься. И у нас был случай, когда сняли герб, потому что человек поднял руку на свою жену. Он ничего не употреблял, но герб сняли. 

Вообще, в России всего три таких центра: в Москве, области и частный в Казани. Это очень дорого для государства. За то, что соцзащита Москвы нас содержит, просто низкий поклон, потому что все услуги здесь бесплатны. Такая возможность есть далеко не у всех регионов, к сожалению, но в Москве она есть.

Признаки употребления наркотических или токсических веществ

Наличие следов от уколов, синяки, порезы на руках и ногах. Современные химические сильнодействующие наркотики обычно не требуют внутривенного введения, для получения полноценной дозы сейчас достаточно вдохнуть, выкурить, проглотить наркотик. Синтетические наркотики имеют более устойчивую форму к желудочному соку и могут усваиваться из желудка или при попадании на слизистую оболочку (рот, нос, глаза, половые органы).

Предметы, появление которых должно вызывать тревогу

Наличие шприцов (особенно тонких, для введения инсулина) может свидетельствовать о приеме дешевых наркотиков, которые изготавливаются из аптечных средств. Инсулиновые шприцы выбирают по причине более тонкой иглы, считается, что она не оставляет следов при грамотном введении. Это не так. Следы от инсулинового шприца почти незаметны при внутримышечном введении инсулина. Но при внутривенном введении следы обязательно будут. Попытки ввести наркотик внутримышечно приводят к страшным язвам, гангренам, омертвению тканей. Часто такой укол приводит к необходимости ампутации конечностей.

Папиросы или папиросная бумага для самостоятельного скручивания сигарет. В настоящее время законодательно запрещено курение на территории учебных заведений и преподаватели вправе требовать, чтобы у учеников не было при себе никакой табачной продукции вообще.

Физиологические реакции

Следует обращать внимание на суженные или расширенные зрачки, особенно при отсутствии реакции на смену освещения. Это реакция на сильный стресс, признак серьезного психического заболевания или употребления наркотических веществ

  • Изменения поведения и внешнего вида, которые требуют внимания;
  • Резкие перепады настроения, агрессия, скрытность, лживость и изворотливость, неопрятность, неприятный запах, болезненный цвет лица, круги под глазами, покрасневшие белки глаз, желтушный оттенок белков и кожных покровов.
  • Часто такие изменения сопровождаются пропуском занятий, утратой интереса к учебе, спорту, снижением общественной активности.

Обнаружив эти признаки, преподаватели в учебных заведениях не должны проявлять преступное равнодушие. Необходимо провести беседу с подростком и выяснить причину изменений.

Работа учителя подразумевает полноценное участие в учебном процессе, в частности, в воспитательной части учебного процесса.

Последствия употребления шоколада

Любой наркотик опасен, но синтетические курительные смеси, к котором относится шоколад, несут самую большую угрозу здоровья. Они способны разрушить психику и спровоцировать сбой функционирования всех систем организмов в кратчайшие сроки. Наркоманы убеждены, что они употребляют лёгкий наркотик, поэтому не следят за своим здоровьем. На самом же деле их психика начинает страдать уже с первого применения.

Чем больше рецепторов в головном мозге будет заблокировано, тем сильнее выражаются признаки расстройства, в число которых входят:

  • рассеянность;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • ухудшение памяти;
  • снижение интеллектуальных способностей.

Уже через год непрерывного приема шоколада человек существенно деградирует. В его головном мозге отмирают нейроны, а также разрушаются связи между ними. Близкие признаются, что они не могут узнать своего родственника. Характер становится совершенным иным, а изменения часто носят необратимый характер.

Легкие нарушения психики со временем перерастают в полноценный психоз. У наркоманов становятся ярко выраженными фобии, нередко появляются новые необоснованные страхи. Высока вероятность тяжелых депрессий. В ряде случаев развивается шизофрения.

Наркологи советуют обратить внимание на физиологические изменения, которые неизбежно сопровождают зависимость от психотропных веществ. При употреблении шоколада нарушается работа всех систем органов Но больше всего страдают:

  • эндокринная;
  • пищеварительная;
  • дыхательная;
  • мочеполовая.

Тестирование и его последствия

Сейчас тестирование на наркотики школьников включено в общий порядок прохождения диспансеризации, поэтому некоторые регионы (например, Свердловская область) считают необходимым выявление группы риска путем психологического тестирования.

Практика, однако, показывает, что одних благих намерений недостаточно: к ним должна прилагаться правовая грамотность и научно обоснованные методы скрининга (то есть выявления в общей массе детей из группы риска), диагностики и лечения наркозависимых, а  с этим большие проблемы.

Глава Бурятии Алексей Цыденов принял решение о поголовном тестировании всех школьников, студентов техникумов и первокурсников республики на наркотики. Он не первый и наверняка не последний, кому пришла в голову такая идея, но получили ли от этого пользу?

Тестирование на наркотики — это медицинская процедура, а любые медицинские действия по закону добровольны.

Без согласия пациента или его представителей медицинскую помощь по закону можно оказывать только в нескольких случаях, — и подозрение в употреблении наркотиков в число этих случаев не входит, поэтому на тестирование детей до 15 лет должны соглашаться их родители или опекуны, а те, кому 15 уже исполнилось, подписывают согласие самостоятельно тоже по закону.

Вероятно, глава Бурятии этих законов не читал. Так что уполномоченному по правам ребенка Бурятии Татьяне Вежевич пришлось объяснять, что речь идет не о принудительном тестировании, а о том, чтобы убедить родителей согласиться на тестирование детей.

20 сентября московский портал Крылатское.ру рассказал, что получил несколько жалоб от родителей учащихся школы № 1471, где было организовано тестирование учеников 8 и 10 классов на наркотики.

Учителя, собирая с родителей согласие на подобные манипуляции, сообщили, что тем, кто его не пройдет в школе, придется проходить тестирование в поликлинике — платно; а что все это добровольно — не сказали.

Ученики же расценили организацию процедуры как унижение человеческого достоинства: их отправляли с баночками в туалет, собирая емкости на выходе.

Родители недоумевали: почему тестирование проводится именно в этих классах, зачем оно нужно, что будет с теми, кто откажется, и с теми, у кого обнаружат наркотики, а также кто узнает о результатах тестирования.

Судя по тому, что искать ответы на эти вопросы пришлось районному порталу, в школе родителям ответить ничего не смогли.

В школе Уйского района Челябинской области разразился скандал: мама одной из семиклассниц сообщила, что детей начали тестировать на наркотики, а за отказ от исследования пригрозили автоматически отнести ребёнка в группу риска.

Мама девочки решила пойти другим путём и обратилась в районную больницу.

В школе, где учится девочка,  заверили, что принудительно никого не заставляли проходить тестирование.

Ведущий специалист управления образования администрации Уйского района Анна Марченко также подтвердила добровольность и анонимность тестирования.

Результаты этого теста психолог подсчитывает даже не в абсолютных цифрах, а в процентах.

Представитель районного управления образования добавила, что сейчас тестирование проводится начиная с седьмого класса, потому что всё более младшие школьники попадают под дурное влияние и начинают заниматься сбытом наркотиков.

Почему волнуются родители

Известно, что качество тестов на наркотики — очень невысокое, возможен высокий процент ложноположительных результатов. Некоторые лекарства и даже кондитерский мак могут дать «плюс» в исследовании, а пресловутые и смертельно опасные спайсы, наоборот, анализами не выявляются.

И родители беспокоятся: будет ли соблюдаться медицинская тайна? Кто будет иметь доступ к результатам анализов? Будут ли их сообщать школе? Каковы правовые последствия положительных анализов на наркотики? А если положительный анализ не врет — что будет предпринимать школа?

Совершенно очевидно, что прежде, чем брать с родителей и детей согласие на тестирование, им надо все это объяснить.

Признаки употребления наркотиков

Школьников предложили тестировать на наркотики ежегодно

При приеме психостимуляторов — наркоман необычайно оживлен, стремителен в действиях и решениях. Не может сидеть на одном месте. Очень быстро говорят, перескакивают с одной темы на другую. Расширенные зрачки. Быстро выполняют все дела. Если у наркомана есть наркотик или деньги на него, то он может находиться в таком состоянии несколько суток. Некоторые виды психостимуляторов сильно повышают половое желание наркомана, поэтому часто психостимуляторы употребляют вдвоем с женщиной.

При приеме галлюциногенов — разнообразные галлюцинации — визуальные, когда наркоману видятся разные животные — крысы, крокодилы, мухи, жуки, змеи, он может смотреть на пол и ему кажется, что там болото со змеями, из телевизора кто-то может с ним разговаривать и т.п., слуховые галлюцинации — когда наркоману слышатся голоса, наркоман может говорить с этим «кем-то». При длительном употреблении или при прекращении приема часто бывают депрессии, психозы.

При приеме опиатов — сонливость, в самые неподходящие моменты «рубит», может забыть о прикуренной сигарете и обжечься, либо выронить ее, периодически просыпается и сразу начинает принимать участие в разговоре. Речь наркомана медленная, он растягивает слова, может по несколько раз говорить об одном и том же.

При приеме снотворных препаратов — похоже на алкогольное опьянение. Речь невнятная, заплетающаяся. Бывает сухость во рту. Координация движений нарушена.

Тест на наркотики проводится анонимно. Результат сразу сообщают ребенку. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

PRO/CONTRA

Последствия

Шоколад – наркотик, который вызывает быструю зависимость. У некоторых людей с повышенной восприимчивостью к психотропным средствам признаки привыкания наблюдаются уже после первой дозы.

Препарат с первых затяжек начинает воздействовать на мозг. Происходит торможение работы его рецепторов. Чем больше стаж у наркомана, тем более явным становятся такие действия:

  • Снижается умственная способность.
  • Ухудшается память.
  • Человек становится рассеянным.

Из-за Шоколада формируются различные психопатологические расстройства. Начинаются психозы, обостряются фобии, развивается депрессия. С большой вероятностью из-за наркотика может проявиться шизофрения.

Еще наркотический Шоколад вызывает нарушения работы пищеварительной, гормональной, мочеполовой, дыхательной систем. Смертельную опасность представляет истощение, которым страдает каждый третий наркоман. Последствиями злоупотребления также могут стать панкреатит, туберкулез, рак и другие опасные заболевания. У половины зависимых людей уже через год употребления нарушается репродуктивная функция, развивается бесплодие.

«Мы не можем выносить сор из избы»

— Поскольку изменился характер первой пробы, то значит ли это, что больше детей вовлекается? 

— Конечно. Я считаю, что больше половины к девятому классу попробовали так называемые легкие наркотики. Благодаря легкому доступу и благодаря этому желанию все попробовать. 

Понимаете, стопоров нет. «Я хочу быть в центре мира», и все. Скажи сейчас современному подростку: «Делай то, что должен». — «Я никому ничего не должен! Я че хочу, то и буду делать». Это и есть формула наркомана. Наркоман так живет. 

— Как вы оцениваете реакцию школ на то, что дети употребляют тот же снюс? 

— Во-первых, школ нет, их давно извели. Есть центры образования. Раньше типовой устав школы подразумевал воспитательное воздействие. А центр в приоритете оказывает образовательные услуги. Воспитание, говорят, это не наша функция, пусть семья воспитывает. 

— Образовательное учреждение вообще-то отвечает за психологическое и физическое здоровье ребенка. Значит, что-то должно делать, когда появляются наркотики. 

— Для этого надо признать проблему. Но никто не хочет. Школа говорит: «Все в порядке». Пока у них кто-нибудь не передознется на пороге, все будут говорить: «Мы к этому отношения не имеем, у нас все хорошо».

— Подобное было в вашей практике?

— Я вам только что приводил пример, когда мы говорили маме, что ее сын употребляет. Со школами то же самое. Они неофициально говорят: «Ну, мы знаем. Да, у нас такое есть». Мы отвечаем: «Давайте соберем родителей, что-то сделаем с этим». Они говорят: «Мы не можем выносить сор из избы».

— Прямо так учителя вам и говорят?

«Фиксики» или наркотики – что ищут дети в сети

— Да, но не учителя в основном, а администрация. Как раз учителя идут наперекор, они звонят: «У нас мальчик, давайте ему поможем». Но если директор признает, что у него в школе есть наркотики, проблемы начнутся уже у него

А еще важно, что он и ничего с этим поделать особенно не может, у него механизмов никаких нет

— У школы рычагов совсем никаких нет?

— Конечно. А какие? Что она может сделать? Только отчислить. Вызвать родителей и сказать: «Ваш сын — наркоман, поэтому забирайте его документы, или хуже будет». Родители, поникнув головой, забирают документы и уходят.

— В соседнюю школу.

— В соседнюю школу, да. Такое бывало много раз. Хотя если родители грамотные, то и отчислить очень трудно. 

Какие еще механизмы? УВД задерживает подростка в состоянии употребления. Что оно сделает? По закону они должны составить протокол об административном правонарушении, но тогда к ним придет прокуратура и скажет: «Раз у вас есть протокол о том, что несовершеннолетний употребил психоактивные вещества, вы должны возбудить уголовное дело против неизвестного лица, продавшего наркотики». А это заведомый висяк.

Поэтому протокол часто не составляют. С КДН то же самое. Если заявить, что на участке наркомания, дальше-то что с этим делать? Никакого принуждения государства к реабилитации нет, влияния нет, мы беззубые.

Компромиссы играют на руку наркотикам

Почему вы вообще этим стали заниматься?

— Когда я работал в школе, это была прямо проблема. Мы теряли ребят. Я начал увлекаться психологией, и нам казалось сначала, что мы можем быстро победить, просто надо больше любви. А подростки умирали от передозов или попадали в криминальные разборки, которые были вокруг наркотиков. Это времена 90-х были, все было ново, еще никто не знал, как на что реагировать. Мы тогда создали программу «Страна Живых», ей недавно 20 лет исполнилось. А 15 лет назад решили адаптировать эту программу для подростков.

— А что вас внутренне побудило? Не каждый учитель будет создавать реабилитационный центр.

«Вашим наркоманкам есть надо!» – как центры для зависимых доказывают, что они помогают

— Это и побудило. Ты в чем-то видишь свою миссию. Я всю жизнь занимался детьми. Мне интересна была именно реабилитация как педагогическая задача. По сути, это такое современное терапевтическое общество, что-то типа коммуны Макаренко в наши дни. Это мне и было интересно всегда. Я водил подростков в горы, в походы, во всякие приключения, в большие ролевые игры и так далее. И смысл всегда был в том, чтобы за счет самоорганизации подростков формировать у них правильные качества жизни. Это и есть педагогика, если хотите.

Мы сначала были очень уверенными в себе, считали себя крутыми психологами, думали, что быстро все разрулим с наркотиками. Быстро не получилось.

— Почему?

— Почему, почему… Потому что так не работает, потому что надо не просто внутри какое-то движение поймать, а потом еще жизнь поменять, научиться отдавать. Человек перестает потреблять, когда начинает отдавать, когда начинает служить идее, людям, Богу, это и есть настоящая альтернатива потреблению. Привести к этому — это целая долгая история, и она очень интересная.

— За 20 лет вы на какие грабли основные наступили? Если вспомнить, как начинали и что поняли для себя, какие открытия сделали?

— Самое большое открытие и самое сложное — это как раз то, что с наркотиками и с этим миром должна быть черно-белая граница, ее нельзя размывать. Мне всегда хотелось по характеру и по жизни всех понять, всем объяснить все. А есть такие вещи, которые не надо объяснять, где надо просто занять четкую и жесткую позицию. Это и трудно. Мне труднее всего было это в себе вырастить.

— Как бы звучала эта позиция, эта граница?

— Есть вещи, к которым должна быть нетерпимость. Сейчас я понимаю, что есть вопросы, в которых надо быть очень жестким в решениях. У нас в доме пять основных правил, и если человек их нарушает, то исключается из программы. Всегда очень трудно кого-то исключать, потому что ты понимаешь, что там ничего хорошего не ждет, всем хочется компромисса. Эти компромиссы играют на руку наркотикам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector